Садоводческое некоммерческое товарищество

КОЛОС

Бугровское сельское поселение, Всеволожский район, деревня Сярьги

 

Управление по развитию садоводства и огородничества Санкт-Петербурга предлагает внести в проект Федерального закона «О садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве» следующие поправки!

 

Часть 1.

Вносится

Управлением по развитию садоводства

и огородничества Санкт-Петербурга

 

Проект

 

Предлагаем внести в проект Федерального закона «О садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве» следующие поправки:

 

1) Части 3 и 6 статьи 9, пункт 3 части 9 статьи 9 устанавливающие право участия в ТСН только для собственников ЗУ, целесообразно ввести в действие не ранее окончания срока бесплатной приватизации, 31.12.2020г. (ст.3 ФЗ №137), а для граждан, являющихся членами товарищества, но не воспользовавшихся правом на бесплатную приватизацию на момент вступления в силу комментируемого пункта закона, целесообразно предусмотреть сохранение членства.

Правка: «Часть 3 статьи 9, часть 6 статьи 9, пункт 3 части 9 статьи 9 настоящего закона вступают в силу с 01 января 2021 года»

Расположение нормы: Глава «Заключительные положения».

            Обоснование: Смысл замечания в устранении неопределенности положения тех граждан, которые не успеют воспользоваться правом на бесплатную приватизацию в случае, если закон вступит в силу до ее окончания. Предлагаемые переходные положения учитывают сохранение бесплатной приватизации, но данная норма может быть истолкована, как прекращающая членство.

 

2) Часть 10 статьи 10, а также часть 4 статьи 12 целесообразно дополнить указанием на право товарищества взыскать убытки, причиненные неисполнением обязанности по уведомлению товарищества об отчуждении участка / изменении контактных данных.

Правка: «Лицо, не исполнившее обязанность по предоставлению садоводческому или огородническому некоммерческому объединению указанных сведений, обязано возместить причиненные таким бездействием убытки соответствующего объединения».

Расположение: Часть 10 статьи 10, часть 4 статьи 12.

            Комментарий: Проблема актуализации сведений о составе членов садового товарищества заслуживает внимания и требует стимулирования граждан, выходящих из состава товарищества, информировать об этом правление.

 

3) Часть 15 статьи 11 о том, что право на взыскание взносов возникает у ТСН по истечении 6 месяцев целесообразно исключить, поскольку возникновению обязанности по уплате взноса должно корреспондировать право его принудительно взыскать; установление такого периода ожидания не соответствует целям воспитания платежной дисциплины и целям развития инфраструктуры ТСН. Учитывая длительность рассмотрения дела о взыскании долга в суде (первая и апелляционная инстанции), длительность исполнительного производства, реальное получение средств происходит обычно не ранее 6-7 месяцев от даты обращения в суд, а предлагаемый период ожидания увеличит срок до 1 года и более, что усложнит финансирование деятельности.

Правка: в части 15 статьи 11 исключить слова «в течение более шести месяцев».

 

4) Часть 10 статьи 11 следует расширить, указав на право товарищества использовать членские взносы на мероприятия, не предусмотренные сметой, но необходимые для обеспечения текущей деятельности (оплата судебных расходов, непредвиденных расходов).

            Правка: «10) выполнением на основании решения правления неотложных мероприятий, необходимых для финансирования текущей деятельности товарищества (устранение последствий аварий, поломок оборудования, судебные издержки и т.д.)»

            Расположение: пункт 10 части 10 статьи 11.

            Комментарий: Содержание предлагаемого изменения направлено к установлению возможности финансировать необходимые для текущей деятельности мероприятия, поскольку, как свидетельствует практика, созыв общего собрания участников представляет собой трудоемкое мероприятие, проводимое один раз в год, а проблемы, требующие финансирования, не терпят такого длительного отлагательства. При этом, установление ограниченного перечня расходов создаст очевидные препятствия развитию товариществ, а также предпосылки для привлечения руководителя к субсидиарной ответственности за нецелевое расходование средств.

 

5.1) Статью 13 проекта предлагаем дополнить указанием на возможность избрания председателем ТСН лица, не являющегося членом товарищества, если это предусмотрено уставом. Кроме того, на усмотрение членов товарищества целесообразно отдать вопрос передачи полномочий единоличного исполнительного органа управляющей компании.

Правка: «7. Уставом товарищества может быть предусмотрена возможность избрания на должность председателя такого товарищества лица, не являющегося его членом, а также возможность передачи полномочий по управлению товариществом управляющей компании. Полномочия председателя товарищества, не являющегося его членом, а также управляющей компании могут быть прекращены досрочно, при этом, правом созыва общего собрания для рассмотрения вопроса о досрочном прекращении полномочий обладают более одной второй членов правления, ревизор (ревизионная комиссия), а также одной пятой членов товарищества. Полномочия председателя товарищества, не являющегося его членом, определяются уставом товарищества, а полномочия управляющей компании – уставом и договором о передаче полномочий, подписываемым от имени товарищества лицом, уполномоченным решением общего собрания членов».

Расположение: часть 7 статьи 13.

Комментарий: Такое регулирование позволит сформировать институт профессиональных управляющих территориями, по аналогии с компаниями, управляющими жилищным фондом, сократить издержки неэффективного управления ресурсами. Как правило, должность председателя в садовых товариществах занимают лица, не имеющие актуального управленческого опыта, что приводит, чаще всего, к системным проблемам, неспособности решать стратегические задачи развития территории. Вместе с тем, ограничение права на привлечение профессионального управляющего не соответствует целям развития садового товарищества.

 

5.2) В статье 14 проекта целесообразно указать на право общего собрания передать полномочия внешнему председателю / управляющей компании (договор в этом случае заключается председателем собрания или иным уполномоченным лицом).

Правка: «24) принятие решения об избрании на должность председателя товарищества лица, не являющегося его членом, а также принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа управляющей компании;»

Расположение: пункт 24 части 1 статьи 14.

 

5.3) Часть 2 статьи 14 дополнить указанием на то, что принятие решения по вопросу о передаче полномочий внешнему председателю или управляющей компании принимается квалифицированным большинством голосов.

Правка: «2. По вопросам, указанным в пунктах 1-6, 10, 17, 21-24 части и настоящей статьи» и далее по тексту.

Расположение: часть 2 статьи 14.

 

6) В части 3 статьи 15 целесообразно исключить императивное указание на тайное голосование по вопросу избрания состава правления.

Правка: в части 3 статьи 15 исключить слова «тайным голосованием»

Комментарий: вопрос о форме голосования может быть решен непосредственно на собрании членов товарищества.

 

7.1) В абзаце 7 статьи 3 целесообразно предусмотреть возможность вносить причитающиеся садоводческому объединению не только на расчетный счет, но и в кассу такого объединения.

Правка: После слов «расчетный счет» дополнить словами «или в кассу» и далее по тексту.

Расположение: абзац 7 статьи 3.

Комментарий: Нормами ГК РФ предусмотрено регулирование расчетов, допускающее как безналичные, так и наличные расчеты.

 

7.2) В части 4 статьи 11 целесообразно предусмотреть возможность вносить причитающиеся садоводческому объединению не только на расчетный счет, но и в кассу такого объединения.

Правка: После слов «расчетный счет» дополнить словами «или в кассу» и далее по тексту.

Расположение: часть 4 статьи 11.

 

7.3) В части 8 статьи 11 целесообразно предусмотреть возможность вносить причитающиеся садоводческому объединению не только на расчетный счет, но и в кассу такого объединения.

Правка: После слов «расчетный счет» дополнить словами «или в кассу» и далее по тексту.

Расположение: часть 8 статьи 11.

 

7.4) В части 11 статьи 11 целесообразно предусмотреть возможность вносить причитающиеся садоводческому объединению не только на расчетный счет, но и в кассу такого объединения.

Правка: После слов «расчетный счет» дополнить словами «или в кассу» и далее по тексту.

Расположение: часть 11 статьи 11.

 

8) В пункте 2 части 1 статьи 6 предлагается изменить термин «вид разрешенного использования» на «целевое использование».

Правка: В подпункте 2 пункта 1 статьи 6 исключить слова «вид разрешенного использования», после слов «земельных участков» дополнить словами «целевое назначение».

 

9) В абзаце 1 части 9 статьи 9 целесообразно указать на иной принцип отказа товарищества гражданину в принятии его в члены.

Правка: «9. Гражданину не может быть отказано в приобретении членства товарищества, за исключением случаев, если лицо, подавшее указанное в части 2 настоящей статьи:» и далее по тексту.

Расположение: абзац 1 части 9 статьи 9.

 

10) В пункте 10 части 1 статьи 14 целесообразно привести используемую терминологию в соответствие содержанию предлагаемой нормы и терминам кадастра.

Правка: слова «распределение образованных» заменить словами «распределение образуемых», слово «условных» исключить.

 

11) В части 7 статьи 18 целесообразно указать на предоставление заинтересованным лицам копий документов за плату, не превышающую расходов на изготовление копий.

Правка: «8. Заверенные копии документов, указанных в части 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, предоставляются членам товарищества, лицам, ведущим садоводство, огородничество и дачное хозяйство на землях товарищества без участия в нем, за плату, размер которой не может превышать затрат на изготовление и удостоверение таких копий.

Заверенные копии протоколов, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, или заверенные выписки из данных протоколов предоставляются органам государственной власти или органам местного самоуправления в случае, если сведения, содержащиеся в таких протоколах, могут быть запрошены такими органами в соответствии с их полномочиями, предусмотренными федеральным законом».

Расположение: часть 7 статьи 18.

 

12) Абзац 1 части 2 статьи 24 целесообразно исключить, поскольку с 01.09.2014г. ТСЖ (товарищество собственников жилья) является видом юридического лица, создаваемым в организационно-правовой форме ТСН (товарищество собственников недвижимости).

 

13) В пункте 7 статьи 14 законопроекта целесообразно указать на альтернативность способов извещения, иное может парализовать работу органов товарищества.

Правка: В подпункте 1 пункта 7 статьи 15 после слов «в виде электронного сообщения)» добавить слова «и / или».

В подпункте 2 пункта 7 статьи 15 после слов «при его наличии)» добавить слова «и / или».

Дополнить пункт 7 статьи 15 подпунктом 3 следующего содержания:

«3) доводится до сведения членов товарищества иным способом, обеспечивающим фиксацию даты, времени и места опубликования и содержания опубликованного сообщения».

Комментарий: сложившаяся судебная практика исходит из презумпции осведомленности члена товарищества о ключевых событиях в деятельности такого товарищества ввиду наличия у него обязанности участвовать в деятельности органов товарищества. Вопрос конкретного способа уведомления о проведении собрания, по нашему мнению, это не вопрос законодательного регулирования, которое определяет общее условие такого уведомления – его доступность для участников сообщества.

 

14) В пункте 9 статьи 15 законопроекта предлагаем исключить императивность требования о проведении собрания только по месту нахождения земельного участка.

Правка: пункт 9 статьи 15 после слов «общего пользования товарищества» дополнить словами «если иное не установлено уставом, решением общего собрания или решением правления».

Комментарий: учитывая, что инфраструктурой, необходимой для проведения собрания обладают далеко не все товарищества, при этом часто практикуется проведение таких собраний в арендованных для этих целей специально оборудованных помещениях.

При таких условиях, ограничение места проведения собрания только территорией в границах соответствующего товарищества нецелесообразно.

 

15) Статью 16 законопроекта предлагается дополнить положением об ответственности председателя товарищества за убытки, причиненные ненадлежащим выполнением им своих обязанностей.

Правка: дополнить статью 16 пунктом 3 следующего содержания:

«3. Председатель товарищества обязан возместить причиненные по его вине такому товариществу убытки в порядке, установленном законом.»

Комментарий: несмотря на наличие общей нормы статьи 53.1 ГК РФ, предусматривающей ответственность органов юридического лица, полагаем целесообразным включение положения об ответственности непосредственно в специальный закон, что будет способствовать повышению качества управления товариществом.

 

Продолжение в части 2

 

Дата изменения: 21 ноября 2016 г. http://gov.spb.ru/

 

·         Власть

o